Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Скачать файл



Урок № 21 класс: 7 дата:__________

Тема: «Гласные в причастиях перед нн»

Цель: создать условия для открытия новых знаний, составить алгоритм написания гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и научить применять его

Задачи:

— обучающие: формирование умения верно писать гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-развивающие: развитие логического мышления учащихся;

воспитательные: развитие чувства ответственности, формирование познавательного интереса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Создание проблемной ситуации.

1. Хорошо замешенное тесто — оказаться замешанным в неприятную историю.

2. Выкаченный из сарая велосипед — выкачанная из цистерны нефть.

3. Плотно завешенное окно — завешанные картинами стены.

4. Подстреленная птица — хорошо пристрелянная цель

В чем разница? (Разные суффиксы: -енн, -а+нн, -я+нн)

  1. Актуализация знаний.

От глаголов какого вида образуются причастия пршедшего времени? (И действительные, и страдательные — от глаголов совершенного и несовершенного вида)

От переходных или непереходных глаголов они образуются? (Страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов).

Что вы знаете о написании безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени? (Перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишем ту гласную, что и в глаголе прошедшего времени, от которого причастие образовано, или проверяем по инфинитиву).

Вставить пропущенные гласные (по цепочке, объясняя):

Подта…вший снег, почу…вший добычу, замет…вший нас человек, давно наскуч..вший разговор, стро…вшийся на берегу санаторий, се…вший редкие растения, беспоко…вшаяся о здоровье ребенка мать, слыш…вшаяся вдали песня.

5. Открытие новых знаний

Что же нужно знать для решения проблемы: написание гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени ? (Условия выбора в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени гласных а, я, е перед н и нн )

Как вы думаете будет ли действовать правило написания безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени применительно к страдательным причастиям прошедшего времени?

Выполним задание письменно : Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы и гласный, производящий основы. Отдельно собери глаголы, от которых страдательные причастия не образуются, объясни, почему (на экране слова):

Оглушить, прочитать, бросить, бросать, купить, покупать,окружать, окружить, засеять, сорвать, подарит, нарисовать, украсить, воспитать

( Самопроверка после открытия правильно записанных причастий, т. е.: Оглушенный, прочитанный, брошенный, купленный, окруженный, засеянный, сорванный, подаренный, нарисованный, украшенный, воспитанный

Нельзя образовать: бросать, покупать, окружатьпричина в ударении, которое падает на -ать и остается неизменным в образованных от данных глаголов причастий . (Подготовленный ученик рассказывает о данном языковом явлении).

Учитель задает вопросы, проверяющие глубину освоения правила.

Какие буквы могут писаться перед Н-НН?

Как взаимосвязаны инфинитив и гласная перед НН и Н? Что происходит с конечной гласной основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом —енн (ЁНН)? (Обычно отсекается, например: укрепить — курепленный).

Учащиеся самостоятельно формулируют закономерности написания гласных перед н и нн в страдательных причастиях.

Составляем алгоритм:

Причастия: -а+НН(Н), -яНН(Н) ——- от глаголов на -ать, -ять я+НН(Н)

-ЕНН(Н), ЁНН(Н)————— -ить, -еть

Обращаемся к учебнику «Теория», читаем §15, убеждаемся в верности собственных выводов, отвечаем на на вопросы:

1) Какие буквы пишутся перед нн и н?

2) Почему необходимо находить форму инфинитива?

Уделяем внимание графическому обозначению орфограммы.

6. Развитие орфографических умений (Отработка умений и навыков. Формирование действий по алгоритму. Введение новых знаний в систему изученного материала).

Учимся находить слова с изученной орфограммой. Выполняем упражнение

Обозначаем условия выбора гласной перед н и нн

Делаем вывод о том, что необходимо учитывать, что страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов (на предыдущем уроке мы повторили данную тему)

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр…нный альбом, задерж…нный на работе, наполн…нный доверху, взвеш…нный товар, запачк…нный грязью, усе…нное поле, запломбиров…нный зуб, раскро…нный материал, изобрет…нный прибор, прослуш…нный курс лекций, слыш…нная когда-то сказка, заброш_нный замок, взлеле_нный матерью, прикле_нный к стене

7. Подведение итогов. Рефлексия


— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

— Что на уроке вы узнали нового?

— Что вы считаете самым трудным в этой теме?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Домашнее задание: упр. 121

Добавить комментарий