Имя прилагательное как часть речи и как член предложения.

Скачать файл



Тема: Имя прилагательное как часть речи и как член предложения

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников:

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

М/к: строить связное монологическое высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

6ЛР: анализировать признаки имён прилагательных, выявлять различия между разрядами, осмысливать переход прилагательных из одного разряда в другой, сравнивать формы (краткую и сравнения) имён прилагательных, определять синтаксическую роль имён прилагательных.

* Материал учитель распределяет на два урока по своему усмотрению.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая

разминка.

Записываем под диктовку предложение.

И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина, забытая пауком, – все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

(С. Козлов «Ёжик в тумане»)

Задания.

– Составьте схему предложения.

– Объясните постановку знаков препинания.

  • Сколько в предложении рядов однородных членов? В чём их отличие?

  • Будут ли однородными прилагательные последнюю осеннюю?

Аргументируйте свой ответ.

  • Назовите слова, отвечающие на вопрос какой? К одной или разным частям речи они относятся? (Прилагательные и причастие забытая.)

  • Определите разряд причастия. Что вам помогло в этом?

  • Назовите глаголы и определите их общие морфологические признаки. (Сов. вид, изъяв. накл., прош. вр., мн.ч.)

  • Обозначьте орфограммы в именах прилагательных. Сколько здесь видов орфограмм?

  • Охарактеризуйте гласные звуки в слове затянули.

  • Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова распрямились. (Способ словообразования – суффиксальный (постфиксальный) – от глагола распрямить, который в свою очередь образован от прилагательного прямой (распрямить – сделать прямым, способ – приставочно-суффиксальный; морфемный разбор – рас/прям/и/л/и/сь).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Аргументировать, строить умозаключения.

Коммуникативные УУД

1. Владеть связной монологической речью.

2. Выступать перед аудиторией сверстников.

ТОУУ

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. На доске записано несколько ключевых слов темы:

Имя прилагательное, общее грамматическое значение…

Учитель просит дополнить список.

Затем ученики по очереди приводят примеры к каждому из ключевых слов.

Если кто-то из учеников придумал образ-ассоциацию к имени прилагательному (домашнее задание по выбору), то представляет свой творческий проект классу. Для сравнения можно прослушать и представление других частей речи.

2. Устный опрос.

  • Закончите предложения:

  1. Имена прилагательные имеют разные лексические значения, которые объединяет общее грамматическое значение … (признак предмета).

  2. Прилагательное волчий может относиться к разным разрядам в зависимости от значения: волчья стая – … (относительное), волчье логово – … (притяжательное), волчий аппетит – … (качественное).

  1. Качественные имена прилагательные имеют … (форму сравнения и краткую форму).

  2. Имена прилагательные в краткой форме не изменяются по … (падежам).

  3. В предложении Я ль на свете всех милее? прилагательное употреблено в форме … (составной превосходной степени).

  4. У прилагательного зелёные нельзя определить … (род).

  5. В предложении Твои глаза на зеркало похожи имя прилагательное выступает в роли… (именной части составного именного сказуемого).

Затем на слайде (с помощью компьютера) выводятся ответы (даны в скобках).

Самооценка.

Коммуникативные УУД

1. Вступать в коммуникацию со сверстниками.

2. Выступать перед аудиторией сверстников.

ТОУУ

IV. Введение в тему с постановкой цели урока.

Учитель просит сформулировать тему урока и назвать вопросы, которые вызвали затруднение (по результатам опроса).

  • Предположите, какие могут быть цели урока. (Учиться различать разряды имён прилагательных, их формы (краткую и сравнения), выявлять морфологические признаки разных форм, определять синтаксическую роль имён прилагательных и др.)

Цели в сжатом виде (в виде слов-опор) нужно зафиксировать на доске.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

V. Повторение и углубление изученного.

1. Обсуждение в парах признаков имён прилагательных на основе заданий для повторения к § 9.

Составление развёрнутого определения имени прилагательного. Можно представить связный рассказ по цепочке: одна пара начинает, другая добавляет (если необходимо).

2. Повторение разрядов имён прилагательных.

Работа с интерактивной таблицей (см. материал предметного диска для 7-го кл. – схему «Признаки имён прилагательных разных разрядов»).

  • Проверьте себя с помощью таблицы.

Разряд

Значение

Признаки

Качественные

Признак, возможный в разной степени

  1. Сравнительная и превосходная форма;

  2. краткая форма;

  3. есть антоним

Относительные

Признак через отно– шение к другим пред– метам:

  1. по материалу;

  2. по времени;

  3. по назначению

  1. Нет краткой формы;

  2. нет форм сравнения

Притяжательные

Принадлежность предмета лицу или животному

  1. Нет краткой формы;

  2. нет форм сравнения;

  3. суффиксы -ин-, -в-,

-ий (-й-)

Ученики ещё раз уточняют различия между разными разрядами имён прилагательных.

  • Какие разряды прилагательных имеют сходные признаки? Почему? (Притяжательные прилагательные тоже выражают отношение, как и относительные, только особое – принадлежности.)

  • Приведите примеры прилагательных, которые могут быть и притяжательными, и относительными. (Лисий, медвежий, барсучий.)

  • В каких случаях относительные прилагательные могут переходить в качественные? (Когда приобретают переносное (метафорическое) значение.) Приведите примеры. (Железные нервы, каменное сердце, свинцовые тучи и т.д.)

  • В чём различие полных и кратких форм?

  • Как образуются краткие формы?

  • Какие морфологические особенности они имеют? (Можно вспомнить и прокомментировать ещё раз задание из опроса об отсутствии склонения (падежа) у кратких форм.)

Упр. 71 – актуализируется умение различать разряды имён прилагательных в зависимости от контекста (составление предложений с омонимичными прилагательными разных разрядов).

Методическая рекомендация. Ученикам следует напомнить, что значение части целого (животного) – это значение относительное, а не притяжательное. Нельзя сказать, что хвост принадлежит собаке (собачий хвост). Аналогично заячьи уши – это уши, свойственные зайцу, такие, как у зайца, а не принадлежащие ему.

3. Выполнение упражнений по учебнику.

Упр. 69 – актуализируется умение определять разряды имён прилагательных (качественные и относительные).

Выполняется устно с комментированием.

  • Прилагательных какого разряда нет в тексте? (Притяжательных прилагательных.)

  • Что нужно сделать, чтобы определить разряд? (Значение и морфологические признаки: есть ли краткая форма, форма сравнения, антоним.)

Упр. 70 – развивается умение определять разряды имён прилагательных, в том числе кратких форм, выполнять морфологический разбор имён прилагательных.

Можно провести как выборочный диктант по вариантам. Одно из предложений можно списать, произвести синтаксический разбор (лучше, если в предложении есть краткая форма имён прилагательных).

Проверка коллективная.

Упр. 73 – развивается умение осознавать выразительную роль кратких форм прилагательных в пословицах.

Беседа по вопросам:

  • Вспомните, что такое пословица.

  • Что характерно для языка пословицы? (Краткость, образность, поучительность.)

  • Прочитайте пословицы в упр. 73. Назовите слова, которые придают пословицам эти качества, – краткость, образность, поучительность.

  • Чем они выражены?

  • Попробуйте заменить краткие формы имён прилагательных полными. Что получилось?

  • Как соотносятся между собой краткие прилагательные в пределах одной пословицы? Как они называются? (Антонимами.)

  • Сравните полные и краткие формы имён прилагательных.

  • Что вы заметили?

Далее выполняются задания по учебнику (после пословиц).

4. Повторение морфологических особенностей форм сравнения. Работа со схемой «Образование форм сравнения имён прилагательных» (см. материал предметного диска 7-й кл. к § 9).

Упр. 74 – развивается умение образовывать формы сравнения имён прилагательных, анализировать способы их образования с опорой на схему, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной и превосходной форме.

  • Какие ещё пословицы и поговорки, содержащие сравнительные формы, вам известны? Запишите их в тетрадях.

  • Подчеркните формы сравнения как члены предложения.

Упр. 75 – развивается умение конструировать предложения с заданными формами имён прилагательных, выявлять разницу в значении полных и кратких форм.

Самостоятельная работа. Коллективное обсуждение различий в значении кратких и полных форм (краткие – признак непостоянный, временный; полные – признак постоянный, внутренне присущий предмету).

Упр. 76 – анализ жизненной задачи.

Задача обращает учеников к реальной (хотя и гипотетической) ситуации – подготовке сценария, где требуется применить ряд специальных лингвистических умений (описывать внешность персонажа с помощью языковых средств). Решая задачу, ученики вспоминают необходимые им научные понятия (тематические группы, разряды имён прилагательных), производят поиск, группировку, отбор материала и т.д., что должно привести к реальному продукту (описанию внешности персонажа с его визуализацией).

Работу можно начать в классе, а закончить дома (сделать рисунки, подобрать фотографии, составить презентацию и т.д.).

Познавательные УУД

1. Использовать в учебной деятельности ИКТ.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица), преобразовывать её в другие формы.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

ТОУУ

Личностные результаты

Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, уметь соотносить её.

2. Конструировать, моделировать, представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ

Представлять результаты исследования в разных формах (текст, рисунок, презентация, сценарий).

VI. Итог урока.

  • Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока.

  • Что удалось лучше всего? Что понравилось?

  • Какие трудности встретились?

  • Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи урока?

  • Оцените свою работу на уроке (на основе алгоритма).

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работ ученикам

на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Н Упр. 72 или 77 (на выбор). Выписать слова с пропущенными буквами. Произвести все названные виды разборов (под цифрами).

П Упр. 76. Жизненная задача.

© Баласс, 2014

Добавить комментарий