План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение"

Скачать файл



Проектный лист

Тема урока ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Цель урока Обобщить знания о написании _____________ ___________________

и уметь их _________________________ .

Роль прилагательных Как краски делают картинку красивой и цветной, так и

в речи прилагательные делают нашу речь ____________________ ,

_________________ , ______________________________ .

Роль ударного

окончания

Исключение мужской род И.п. какой?-ой, —ый, —ий.

Согласование имён

прилагательных

Алгоритм Написание безударных окончаний прилагательных.

1 Найди существительное, к которому относится прилагательное.

2 Задай вопрос от существительного к прилагательному.

3 По окончанию вопроса напиши окончание прилагательного.

Практическая работа И.п. что? лёд какой? холодный

Р.п. чего? льда какого? холодн_____

Д.п. чему? льду какому? холодн _____

В.п. что? лёд какой? холодн _____

Т.п. чем? льдом каким? холодн _____

П.п. о чём? о льде каком? холодн _____

Проектный лист

Тема урока ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Цель урока Обобщить знания о написании _____________ ___________________

и уметь их _________________________ .

Роль прилагательных Как краски делают картинку красивой и цветной, так и

в речи прилагательные делают нашу речь ____________________ ,

_________________ , ______________________________ .

Роль ударного

окончания

Исключение мужской род И.п. какой?-ой, —ый, —ий.

Согласование имён

прилагательных

Алгоритм Написание безударных окончаний прилагательных.

1 Найди существительное, к которому относится прилагательное.

2 Задай вопрос от существительного к прилагательному.

3 По окончанию вопроса напиши окончание прилагательного.

Практическая работа И.п. что? вода какая? холодная

Р.п. чего? воды какой? холодн_____

Д.п. чему? воде какой? холодн _____

В.п. что? воду какую? холодн _____

Т.п. чем? водой какой? холодн _____

П.п. о чём? о воде какой? холодн _____

Урок «Склонение прилагательных единственного числа»

План:

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вместе проведём урок русского языка. Чтобы он получился интересным и увлекательным мы с вами постараемся активно работать.

— Как вы думаете, почему вы сели так необычно?

— При работе в группах необходимо уважать друг друга, внимательно выслушивать, не перебивать, одним словом работать в сотрудничестве.

— Сегодня вместо тетрадей на ваших столах лежат проектные листы. По мере необходимости мы будем с вами их заполнять.

— Давайте настроимся на работу, возьмёмся за руки, глубоко вдохнём, медленно выдохнем и вместе отправимся в удивительный мир познания.

  1. Постановка темы и цели урока.

Тему урока вы узнаете, если разгадаете формулу, которая находится на розовых листах.

— Какая тема урока?

(Склонение прилагательных единственного числа.)

— Впишите тему урока в проектный лист.

— Эта тема для вас новая? Тогда чем мы будем заниматься?

(повторять правила, вставлять окончания, определять падеж…)

— Всё это можно назвать одним словом «обобщать».

— Дополнив предложение, вы сможете назвать цель нашего урока.

  1. Мотивация.

— Чтобы добиться успеха, человек преодолевает некоторые трудности. И вы, изучая эту тему, наверное, тоже испытывали сложности. Возьмите свои карточки, пройдитесь глазками по горной тропе и определите свой уровень знаний по теме на данный момент. Для этого вам нужно взять маленькую звёздочку и поставить её на нужную ступеньку.

— Отложите карточку в сторону. Она нам ещё понадобится.

  1. Выполнение проекта.

  1. Роль прилагательных в языке.

— Ребята, а кто из вас встречал рассвет в горах? Я предлагаю вам это сделать сейчас. (видеоролик)

Великолепные картины

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков.

И в их кругу колосс двуглавый

В венце блистая ледяном

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом.

— Вы услышали строки из поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник».

— Что вы увидели на экране?

(розовый рассвет, великолепные горы, голубое небо, белый снег)

— Замечательно! Вы внимательно смотрели на экран.

— Какие чувства вызвали эти строки?(гордость за свой край, восхищение красотой и величием гор)

— Прежде чем начинать работу с текстом, посмотрите, есть ли непонятные вам слова?

— Я предлагаю выяснить значение некоторых слов.

— Ваша группа находит значение слова престол в словаре, а вашей группе я предлагаю воспользоваться интернетом и найти значение слова колосс.

Проверка:

Колосс – это большая статуя или предмет огромных размеров.

— Значит, автор сравнивает Эльбрус с большой статуей. Показывает какой он огромный.

Престол – стул, который стоит у стола, трон.

Например:

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице…

Престол – особый стол в церкви, на котором располагаются священные книги и предметы для богослужения.

— И в первом, и во втором случае это слово обозначает что – то особенное, великое.

— Прямое или переносное значение слова престол использует автор?

— Значит, что называет престолом Пушкин в этом отрывке?

(горы).

— А теперь прочитайте другой текст:

картины

Престолы снегов,

Очам казались их вершины

цепью облаков.

И в их кругу колосс

В венце блистая

Эльбрус

Белел на небе.

— Что изменилось?

(нет в тексте прилагательных)

— Соотнесите тексты с картинками и объясните, почему вы сделали такой выбор.

— Значит, какова роль прилагательных в речи?

— Давайте закончим предложение.

Вывод: как краски делают картинку красивой и цветной, так и прилагательные делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

— Давайте с вами это запишем.

  1. Роль ударного окончания.

— Я предлагаю вернуться к нашему произведению. Рассмотрим последние две стихотворные строчки. Прочитайте их. Найдите в них прилагательные.

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом.

— Как вы думаете, какое слово может быть лишним?

(лишним может быть прилагательное голубом, так как имеет окончание -ом, это же слово может быть лишним, так как имеет ударное окончание.)

— Нужно ли проверять ударные окончания?

— Какую роль в нашей теме играют ударные окончания?

(По ударным окончаниям проверяются безударные окончания)

— А в каких словах можно найти ударные окончания?

( В вопросах какой? какая? какое? окончания всегда ударные). Замечательно!

— Давайте проверим: какой? огромный, величавый.

— Какое окончание в вопросе? А какое в прилагательных?

(Тогда какой? огромный, величавый, почему окончание -ый?)

(Правило из учебника с 62. Прилагательные огромный, величавый относятся к существительному Эльбрус, они мужского рода. Только в именительном падеже прилагательные мужского рода могут иметь окончания –ый, -ий. Это исключения.)

— На ваших столах на зелёных листах написаны прилагательные. Ваша задача выбрать те прилагательные, окончания которых нуждаются в проверке. (с ударениями)

у высокой на белом по крутому

— Ребята, правило вы знаете. Но не всегда правила остаются в нашей памяти надолго. Сможете ли вы прочитать эту формулу?

— Правильно! Окончание в слабой позиции, т.е.без ударения, и окончание в сильной позиции,

Вывод: безударные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные.

  1. Согласование прилагательных.

— Я предлагаю вашему вниманию следующую группу прилагательных.

— По какому признаку эти прилагательные в одной группе? Докажите.

(они все в единственном числе, все в предложном падеже, в женском роде – появляются опорные слова: число, род, падеж.)

— А если я скажу: В голубой вагон садились люди. На синий бархат наклеили звёзды. Вы по-прежнему уверены, что это женский род и предложный падеж?

— Можно ли только по окончанию прилагательного определить род, падеж?

(Нет, надо к прилагательному подобрать существительное).

— Какое существительное подходит к каждому из этих прилагательных, если они стоят в женском роде?

( К каждому прилагательному подходит существительное река).

— Правильно! Только тогда эти прилагательные будут стоять в форме единственного числа, женского рода и предложного падежа.

— Какой вывод можно сделать?

Ловушка

От главного слова прилагательного задаём вопрос к существительному и прилагательное определяет в каком роде, числе и падеже стоит существительное.

Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.

— Заполните в проектном листе формулу. От какой части речи задаём вопрос?

  1. Алгоритм. Написание безударных окончаний имён прилагательных.

— У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета. Установите последовательность написания безударных окончаний имён прилагательных в алгоритме.

(две группы вывешивают свою работу на доску на двусторонний скотч)

— А теперь сверим ваши результаты.

— Мне так радостно, что в группах вы правильно определили последовательность действий.

— А в ваших проектных листах дана такая последовательность:

-Укажите правильную последовательность стрелочками.

— Обратите внимание. Сначала образовался крестик. Даже если вы забудете, то он вам напомнит, что вначале вы выбираете главное слово (сеществительное), а уже от него задаёте вопрос к прилагательному.

  1. Практическая работа.

— А сейчас мы с вами поиграем. Попрошу выйти по одному человеку от команды.

Команда должна угадать предмет по тем признакам, которые он будет называть.

— Вы склоняете прилагательное холодный, а вы прилагательное холодная.

  1. Сверка и с образцом.

— Проверить правильность выполнения задания вы сможете, если соберёте пазлы и установите их на подставку.

— Назовите мне только окончания в падежном порядке. Всё у вас верно?

— Почему вагонетки везут по 2 окончания?

(это зависит от основы)

— Почему не взяли сегодня прилагательное среднего рода?

(у них схожие окончания с мужским родом)

Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным. И от того, в каком роде, числе и падеже стоит существительное, зависит окончание прилагательного.

  1. Подготовка готового продукта – проектного листа.

— Мы с вами получили готовый блок с правилами по нашей теме, которым вы можете воспользоваться, когда возникнут вопросы.

  1. Мотивация.

— Интересная часть речи имя прилагательное?

Если вы чуть продвинулись в своих знаниях и умениях, то оцените себя на карточке, поставив большую звёздочку на нужную ступеньку.

  1. Самостоятельная работа.

— А теперь попробуйте самостоятельно вставить окончания прилагательных в нужную форму в предложении.

— Представь себе, что ты стоишь на самой высокой вершине Европы и на весь мир говоришь то, что написал.

Хорошим другом называют честного, надёжного, отзывчивого человека, который в трудную минуту поможет добрым советом и в радостный миг будет рядом. И я таким буду!

Если человек хочет стать известным и успешным спортсменом, то он должен вести здоровый образ жизни, быть упорным и настойчивым в тренировках и обладать хорошей выдержкой. И я таким стану!

Наш урок окончен. Спасибо вам за работу. Каждая группа работала сегодня отлично.

Дидактическая цель: провести обобщение и систематизацию знаний по теме

«Склонение прилагательных единственного числа»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока:

Обучающая: систематизировать учебный материал по теме «Склонение прилагательных единственного числа», объединение единичных знаний в систему.

Это было реализовано во время заполнения проектного листа.

Развивающая: развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Проектный лист может развить навыки самодисциплины, самокоррекции и самооценки, развивая таким образом навыки критического мышления.

Воспитывающая: воспитание любви к малой Родине, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Это было реализовано в конце урока.

Формирование УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и совместно искать средства её осуществления; сверять свои действия с образцом, уметь исправлять ошибки, имеющиеся в работе.

В уроке была использована провокация для активизации знаний по теме и для определения уровня усталости детей, способны ли они поддерживать диалог дальше.

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез – составление целого из частей, формировать причинно – следственные связи.

Личностные: желание приобретать новые знания, умение совершенствовать и систематизировать имеющиеся, участвовать в творческом созидательном процессе, стремиться к красоте, осознание себя как гражданина определённой культуры

Форма проведения урока: урок – проект.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, справочная литература, пазлы проектный лист.

Вывод: тема урока раскрыта полностью, рассмотрены все составляющие этой темы и приведены в систему, которая может быть использована, как правило и подсказка. Основная часть урока проведена с использованием анализа и синтеза, по каждому этапу сформулированы выводы. Использовались разные источники поиска информации, справочная литература. Учащиеся работали активно, интегрировались в группу и общались между собой.


Муниципальный этап Всероссийского конкурса  «Учитель года 2014» Урок русского языка в 4 «А» классе МКОУ СОШ №11

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года 2014»

Урок русского языка

в 4 «А» классе МКОУ СОШ №11


Тема урока И.п. единственное число Р.п. Д.п.  В.п.  прилагательное Т.п. П.п. Склонение прилагательных  единственного числа.

Тема урока

И.п. единственное число

Р.п.

Д.п.

В.п. прилагательное

Т.п.

П.п.

Склонение прилагательных

единственного числа.


Цель урока окончаний Обобщить знания о написании ______________ __________________________ единственного числа и уметь их _______________________ . прилагательных применять ая ой ?

Цель урока

окончаний

Обобщить знания о написании ______________ __________________________ единственного числа и уметь их _______________________ .

прилагательных

применять

ая

ой

?


Самооценка знаю, умею, интересно знаю и умею знаю затрудняюсь

Самооценка

знаю, умею, интересно

знаю и умею

знаю

затрудняюсь





Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков, И в их кругу колосс двуглавый, В венце блистая ледяном, Эльбрус огромный, величавый Блестел на небе голубом.

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый

Блестел на небе голубом.


Словарная работа престол  колосс Словарь

Словарная работа

престол

колосс

Словарь


1 2 Великолепные картины!  картины! Престолы вечные снегов, Престолы снегов, Очам казались их вершины Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков,  цепью облаков, И в их кругу колосс двуглавый, И в их кругу колосс , В венце блистая ледяном, В венце блистая , Эльбрус огромный, величавый Эльбрус Белел на небе голубом. Белел на небе.

1

2

Великолепные картины!

картины!

Престолы вечные снегов,

Престолы снегов,

Очам казались их вершины

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

И в их кругу колосс ,

В венце блистая ледяном,

В венце блистая ,

Эльбрус огромный, величавый

Эльбрус

Белел на небе голубом.

Белел на небе.


Роль прилагательных в речи  Как краски делают картинку красивой и цветной, так и прилагательные делают нашу речь _____________, ______________, ______________.

Роль прилагательных в речи

Как краски делают картинку красивой и цветной, так и прилагательные делают нашу речь _____________, ______________, ______________.


величавый огромный Эльбрус , Белел на небе . голубом  величавый голубом огромный

величавый

огромный

Эльбрус

,

Белел на небе .

голубом

величавый

голубом

огромный


Безударные окончания прилагательных пишутся  так же, как и ударные. ое ой ая ой ое ая

Безударные окончания прилагательных пишутся

так же, как и ударные.

ое

ой

ая

ой

ое

ая


на горн[ай , ] в голуб [ой , ] о бурн [ай , ] на син [ий , ] число  род  падеж  существительное  прилагательное

на горн[ай , ] в голуб [ой , ]

о бурн [ай , ] на син [ий , ]

число

род

падеж

существительное

прилагательное


Алгоритм 1 От существительного задай вопрос к прилагательному. 2 Найди существительное, к которому относится прилагательное . 3 По окончанию вопроса напиши окончание прилагательного. прилагательное ? существительное ?

Алгоритм

1

От существительного задай вопрос к прилагательному.

2

Найди существительное, к которому относится прилагательное .

3

По окончанию вопроса напиши окончание прилагательного.

прилагательное

?

существительное

?


Самооценка знаю, умею, интересно знаю и умею знаю затрудняюсь

Самооценка

знаю, умею, интересно

знаю и умею

знаю

затрудняюсь





Анализ урока Дидактическая цель: провести обобщение и систематизацию знаний по теме «Склонение прилагательных единственного числа» Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Анализ урока

Дидактическая цель: провести обобщение и систематизацию знаний по теме

«Склонение прилагательных единственного числа»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Цель урока: Обучающая: систематизировать учебный материал по теме «Склонение прилагательных единственного числа», объединение единичных знаний в систему. Развивающая: развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог. Воспитывающая: воспитание любви к малой Родине, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Цель урока:

Обучающая: систематизировать учебный материал по теме «Склонение прилагательных единственного числа», объединение единичных знаний в систему.

Развивающая: развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Воспитывающая: воспитание любви к малой Родине, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.


Формирование УУД: Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и совместно искать средства её осуществления; сверять свои действия с образцом, уметь исправлять ошибки, имеющиеся в работе. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Формирование УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и совместно искать средства её осуществления; сверять свои действия с образцом, уметь исправлять ошибки, имеющиеся в работе.

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.


Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний; логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез – составление целого из частей. Личностные: желание приобретать новые знания, умение совершенствовать и систематизировать имеющиеся, участвовать в творческом созидательном процессе, стремиться к красоте, осознание себя как гражданина определённой культуры

Познавательные:

общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез – составление целого из частей.

Личностные: желание приобретать новые знания, умение совершенствовать и систематизировать имеющиеся, участвовать в творческом созидательном процессе, стремиться к красоте, осознание себя как гражданина определённой культуры


Форма проведения урока: урок – проект. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, справочная литература, пазлы проектный лист. Вывод: тема урока раскрыта полностью, рассмотрены все составляющие этой темы и приведены в систему, которая может быть использована как правило и подсказка. Основная часть урока проведена с использованием анализа и синтеза, по каждому этапу сформулированы выводы. Использовались разные источники поиска информации, справочная литература. Учащиеся работали активно, интегрировались в группу и между собой.

Форма проведения урока: урок – проект.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, справочная литература, пазлы проектный лист.

Вывод: тема урока раскрыта полностью, рассмотрены все составляющие этой темы и приведены в систему, которая может быть использована как правило и подсказка. Основная часть урока проведена с использованием анализа и синтеза, по каждому этапу сформулированы выводы. Использовались разные источники поиска информации, справочная литература. Учащиеся работали активно, интегрировались в группу и между собой.

Добавить комментарий